Многоженство
Как известно,
согласно Шариату, мусульманин может иметь до четырех жен одновременно,
но с условием, что будет справедлив ко всем и во всем: в обеспечении
жильем, одеждой, пищей и т.п. Следует также заметить, что многоженство
не является обязанностью. Суфьян бин ‘Уйайна (да будет доволен им
Аллах!) говорил: «Многоженство не является преследованием мирских целей
и удовольствий, потому что ‘Али (да будет доволен им Аллах!) был самым
аскетичным из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах
и приветствует!), и у него были четыре жены».1 Оно, как и все нормы
Шариата, дает блага, важнейшими из которых являются следующие:
1.
Предохранение общества от разврата. Если мужчина и женщина сильно любят
друг друга, то им остается выбрать один из трех путей: либо законный
брак, либо терпение, либо, являющееся запретным, прелюбодеяние.
Разумный человек никогда не предпочтет последнее. Мусульманин всегда
выбирает законный брак, следуя хадису благородного Пророка (да
благословит его Аллах и приветствует!): «Для влюбленных нет ничего
лучшего, чем бракосочетание» (Ибн Маджа, аль-Хаким).
2. Многоженство предостерегает мужчину от прелюбодеяния, если ему в сексуальном плане не достаточно одной женщины (см. ниже).
3.
Защита вдов и женщин старшего возраста, не вышедших замуж вовсе,
количество которых растет, особенно после войн. Хорошо ли будет этим
женщинам оставаться в таком положении и провести жизнь без супруга, без
детей, без теплоты семейного очага? Конечно же, нет. Для женщины лучше
быть одной из жен, нежели оставаться незамужней всю оставшуюся жизнь.
Известно,
сколько возражений, протестов от женщин, особенно от немусульманок,
против узаконения многоженства в современном обществе. Что касается
причин разрешения полигамии, то попытаемся пояснить это.
Во-первых,
многоженство, как мы отметили, не обязанность. Когда мужчина желает
жениться на второй женщине, он извещает ее об этом. И только с ее
согласия он может жениться на ней. Если же она откажется, никто не
станет ее принуждать. Однако она должна знать, что ей лучше быть одной
из жен, чем остаться вдовой или незамужней, что после замужества у нее
будет на кого опереться, и она может попасть в Рай, если супруг будет
доволен ею. Они создадут гармоничную семью и, благодаря замужеству, она
становится матерью, что не будет благоприятствовать бесцельному
проведению времени. Оставаясь же одной, ей будет очень трудно как на
этом, так и на Том свете.
Однако некоторые женщины
протестуют против многоженства, считая это ущемлением их прав и даже
унижением своего достоинства. Вместе с тем, если мужчина довольно
состоятельный, большинство женщин готовы принять его предложение и
стать второй (или даже третьей) женой, несмотря даже на то, что его
первой жене это тоже может не понравиться.
Во-вторых, в
обществе, в котором имеет место многоженство, сохраняется честь и
достоинство человека. Законная жена, независимо от того, первая она или
четвертая, имеет свои полные, определенные Шариатом права. Такое
общество застраховано от разврата, беспринципности, и сексуальные
потребности людей удовлетворяются здесь законным, дозволенным путем.
Человек в таком обществе не будет смотреть с вожделением на запретное.
Только безнравственный человек способен на это, для которого подобное
общество станет как бы наказанием и испытанием.
В-третьих,
как известно, мужчина больше обуреваем плотскими страстями, чем
женщина. Женщина в определенное время выжидает менструальный цикл,
послеродовое очищение, в течение которого она не в состоянии
удовлетворять сексуальные потребности мужа, а, наоборот, она даже
отдаляется от него. Она не испытывает желания сблизится с мужем, да и
не может сделать это, пока полностью не очистится. Менструация же
длится в среднем неделю, а у некоторых даже до пятнадцати дней. А
мужчина, страсти которого поддаются вспышке в любое время, получается,
не может удовлетворить свои чувства в эти дни.
В-четвертых,
следует учитывать и психологические свойства женщин. Неудивительно, что
женщины выражают свое недовольство многоженством. Фактически, их
побуждает к этому такое свойственное им качество, как ревность,
заложенное в них от природы.
Жена имеет право выражать
недовольство тем, что ее муж берет вторую жену. Однако она должна
признать установления Шариата, где указано, что женитьба мужа на второй
женщине законна и разрешена. Не следует забывать, что Шариат всегда и
во всем преследует только выгоду, пользу и справедливость для человека.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) еще
более 14 веков тому назад перечислил малые признаки приближения Конца
Света, в числе которых назвал и то, что женщин будет намного больше,
чем мужчин. В некоторых местах, согласно хадису, количественное
соотношение мужчин и женщин будет один к семи, в других местах – один к
семнадцати, в третьих – даже один к семидесяти. В настоящее время
статистические данные показывают, что почти во всех странах
представителей женского пола намного больше. Помимо этого, в
современном обществе очень много мужчин пристрастились к наркотикам и
алкоголю. Мало кто из женщин хотел бы выйти замуж за таких мужчин, тем
более иметь от них детей. От алкоголя, наркотиков и других недугов
современного общества каждый год умирает большое количество мужчин.
Таким образом, количество мужчин еще больше сокращается. И тогда из ста
женщин замуж выйдет лишь половина. А как же быть остальным? Они
оказываются перед выбором: либо терпеть трудности одиночества, либо
выбрать прелюбодеяние, либо стать законной женой. Не лучше ли ей выйти
замуж и иметь свой семейный очаг, свои права, детей и т.п., нежели
выбрать иной путь?
Приведем и такой пример. Как известно,
мужчина очень часто бывает в разъездах. Ему подчас приходится
отправляться в длительные поездки по работе, с целью улучшения
материального положения своей семьи и т.д. По определенным причинам он
не может взять с собой жену (например, она беременна или вынуждена
присматривать за детьми). Как мы отметили, мужчине труднее преодолевать
плотские страсти и нет гарантии, что он всякий раз сможет подавить их.
В результате появляется опасность попадания его в грех, путем
совершения прелюбодеяния во время поездки. Фактически, к такому способу
удовлетворения своих чувств прибегает множество мужчин (у которых
слабый иман), которые не застрахованы от венерических болезней,
последствия которых могут быть непредсказуемыми. Отрицать это не может
никто. В то же самое время, чтобы избежать эти последствия, он мог бы
взять с собой вторую жену в эту поездку. А жене, оставшейся дома, было
бы намного спокойнее, зная, что муж со своей законной женой, и больше
шансов уберечь его от всего запретного.
Бывает и так, что
жена из-за каких-то болезней или по причине бесплодия не может иметь
ребенка. А муж желает иметь детей. Кстати, в хадисе говорится, что в
доме, где есть дети, присутствует и благодать (баракат), благополучие.
Поэтому, не лучше ли не разводиться с этой супругой, содержать ее и
одновременно законным образом иметь детей от другой жены.
Учитывая подобные и другие причины, Шариат разрешил, но не обязал многоженство.
Дорогая
сестра-мусульманка! Каждый верующий в Аллаха человек осознает, что
требования Ислама, исламская культура, этика поведения – самые
совершенные и преследуют только положительные цели. Наша так называемая
«современная цивилизация» считает истинную мусульманку человеком без
культуры. Такое же отношение сегодня и к некоторым другим сторонам
Ислама. В чем причина? Причина этого кроется в том, что люди привыкают
к тому, что их окружает, хоть это подчас и отвратительно, и вследствие
этого окружающее кажется хорошим и обычным. Примером тому является
курение. Нет, наверное, человека, который не знает, что курение опасно
для здоровья и приносит вред как самому курящему, так и окружающим.
Однако, вследствие того, что табак продается свободно, употребляющих
его очень много, курение в массовом сознании перестало быть явлением
недостойным, презренным, а, напротив, стало как бы в порядке вещей.
Таким же образом и другие недостойные привычки и деяния стали считаться
приемлемыми, сюда же относится и недостойное поведение женщины.
Ислам
предписал женщине соблюдать определенные правила и носить определенную
форму одежды с целью сохранения ее чистоты и целомудрия, как самого
прекрасного создания Господа. Истинная ценность женщины заключается в
ее целомудрии. И мы видим все ужасные последствия несоблюдения этих
требований. Достаточно сказать, что простой взгляд мужчины на такую
«красавицу» приводит к греху, подобному прелюбодеянию, не говоря уже о
многочисленных бедах на этом свете, вплоть до снижения мужской
потенции. И женщина, которая послужила причиной этого взгляда,
становится соучастницей и ей засчитывается тот же грех, что и мужчине.
Поводом для этого может послужить не только короткая юбка, но и все
остальное во внешнем облике и в поведении женщины, что может вызвать
интерес у мужчины, будь то благовония, косметика, походка, речь и т.п.
И не будет для нее оправданием в Судный день то, что все это она
совершала, следуя моде, обычаям, подражая своим подругам, знакомым и
т.д. Известно, что мода придумывается теми, кто не заботится о
сохранении нравственных устоев, общественной морали и семейного
счастья. Они знают, что мода - это очень слабое место женщины, и этим
они портят общество, обманывая представителей прекрасного пола.
Но
как же быть мусульманке? Ходить в старой, некрасивой одежде? Конечно
же, нет. Ведь можно прекрасно одеться со вкусом, следуя именно
исламской моде, и при этом не нарушать требований Творца, не давая
посторонним возможности взирать на свою красоту.
В наше
время мы наблюдаем совершенно противоположное: женщины подчас дома
носят широкие халаты, платки и т.п., а вне дома позволяют себе
всевозможные вольности в одежде, такие как «мини», «разрезы», майки,
шорты и т.д. Помимо этого, украшают себя макияжем, наносят духи,
проводят часы за своим туалетом, перед тем, как выйти из дома и
предстать перед окружающими.
А покорная Аллаху приукрашает
себя только ради своего единственного и любимого супруга, и никого
более. Вне дома мусульманка старается вести себя скромно, как во
внешнем облике, так и в поступках, бывает застенчивой, не говорит
много, не смеется громко и т.д. Не зря же говорят в народе, что если
жена не будет вести себя должным образом, заботиться о муже и в
молодости, и в старости, уделять ему больше внимания, поддерживать в
нем любовь, то у супруга, естественно, может возникнуть желание взять
другую жену в надежде с ней обрести счастье.
Супруга не
должна ограничиваться только работой по дому. Она должна быть
отзывчивой, привлекательной, прихорашиваться не перед выходом из дома,
а именно для супруга, для встречи с ним. Такое поведение мусульманки,
несомненно, приведет к тому, что по Воле Аллаха они будут жить
счастливой и спокойной жизнью. И тогда у мужа даже не появится и мысль
о другой жене, и это ему будет намного легче, так как на содержание
второй супруги потребуются дополнительные средства и усилия.
НАСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИ СВОЕЙ ДОЧЕРИ
В
конце этой главы мы хотим привести известные всему исламскому миру
наставления, данные арабской женщиной Умамат бинт Харис своей дочери,
прежде чем выдать ее замуж. Несмотря на то, что эта женщина жила до
возникновения Ислама – в период джахилийи, ее бесценные наставления ни
в чем не противоречат Шариату, что не перестает удивлять людей и по сей
день.
О дочь моя! Если смотреть на твое воспитание, то эти
наставления можно оставить, ибо воспитание ты получила хорошее. Однако
пусть они послужат поучением для рассеянных и помощью для
благоразумных.
Если бы женщина по причине богатства
родителей и их нужды в ней, смогла бы обойтись без мужа, то ты была бы
самой не нуждающейся в нем. Однако женщины и мужчины созданы друг для
друга.
О дочь моя! Ты оставляешь среду, в которой выросла и
гнездышко, в котором совершала первые шаги, и переходишь в незнакомое
для тебя гнездо, к мужу, к которому ты не привыкла. Он становится твоим
хозяином и наблюдателем. Если будешь рабыней ему, то и он будет рабом,
послушным тебе.
О дочь моя! Запомни мои десять заповедей. Да послужат они кладом и воспоминанием тебе!
1. Живи с ним в согласии, если вам придется испытывать нужду.
2. Повинуйся ему лучшим образом.
3. Пусть он не заметит в тебе противное, и не почувствует от тебя неприятных запахов.
4. Наилучшая красота – это подкрашенные сурьмой глаза, а наилучший аромат – вода.
5.
Готовь еду ему своевременно, а когда он спит, сохраняй тишину.
Поистине, острота голода – мучительна, а нарушение сна служит причиной
гнева.
6. Береги его дом и имущество, и будь внимательной к
нему, к детям и родным. Поистине, сохранение имущества – лучшее
почтение, а проявление внимательности к детям и родным – лучшее
поведение.
7. Сохраняй его тайну и не противься его воле.
Поистине, ты не застрахована от его отречения, если раскроешь его
тайну, а если будешь противиться его воле, то возбудишь в нем гнев.
8. Не радуйся, когда он в печали, и не грусти, когда он в радости. Первое – это небрежность, а второе – огорчение.
9.
Почитай его как можно лучше, чтобы заслужить его большего уважения.
Будь с ним как можно больше в согласии, он будет более дружелюбен к
тебе.
10. Ты не достигнешь своей желанной цели, пока не
выразишь свое удовлетворение его удовлетворению, и свою страсть его
страсти, несмотря на то, хочешь ли ты этого или нет. Да выберет тебе
Аллах лучшее!
Эти прекрасные наставления охватывают все
стороны жизни супругов, внимая которым они по воле Аллаха Всевышнего
будут жить в мире и согласии.
|