Развод. ‘Идда
В первую
очередь, следует отметить, что развод (по-арабски «талак») наносит удар
по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на
воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и
психологических травм, от которых семья защищала их.
Согласно
мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного
человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого
выхода, как меньшее из двух зол. Развод применяется в ситуации, когда
брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах,
которые никак невозможно уладить. До того, как решиться на этот
окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток
в следующей последовательности:
1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.
2.
Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников
мужа, другой – жены, должны попытаться примирить их и уладить
разногласия.
Супругам не рекомендуется спешить в решении
этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со
старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом. Из
практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что
разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это
бывает уже невозможно с канонической точки зрения. Сколько семей
разводится, мотивируя свой развод неимением сердечной тяги, любви к
друг другу, но когда бывшие супруги остаются одни, случаются и
самоубийства. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще
забыть о нем.
Однако, если эти попытки не удались, то
следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов
и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен,
то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же
рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких
обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.
В
никях или же в ‘акду-з-завадж входит три талака (т.е. первый, второй и
третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной
женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в
различное время, так и одновременно.
С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж‘ий» и «талак баин».
1.
Талак радж‘ий. Первый и второй разводы являются талаком радж‘ий, после
которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к
себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит,
например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени): «Я разошелся с
тобой» или: «Ты разведена». В этом случае развод производится
независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от
того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя
говорить эти выражения даже в шутку. При таком разводе обязанности по
браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем
захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен
отступиться от своих слов и аннулировать развод.
2. Талак
баин - окончательный развод. Третий талак уже засчитывается как
окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я
развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе,
то это также засчитывается как окончательный развод. Да убережет
Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую
ситуацию! Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут
быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий,
предъявляемых к ним Шариатом за проявленную беспечность к предписаниям
Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону. Поэтому супругу следует
быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает
развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется Шариатом.
При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором
обязанности по браку уже недействительны. Однако муж, если жена
оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а
если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.
Как осуществляется возобновление брака и возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.
Если
мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что
подтверждает один развод, то это – один развод. А если после этого и
третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.
Развод,
как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод,
обусловленный чем-либо). Если такой развод будет объявлен посредством
слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет
действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия.
Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом
соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно)
разведена». В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не
выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к
(троекратному) разводу.
Подобно талаку радж‘ий, талак баин
является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он
зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу
видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна». Если при этом он был
намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к
(троекратному) разводу1.
Очень часто имеют место разводы,
когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова.
Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ
происходит множество бед.
Поскольку развод – это проблема,
требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем
рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся
лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным
вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму.
Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в
том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе.
Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что
мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет
продолжать жить с ней, считая, что его отношения – законны по Шариату,
а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут
быть рождены в результате прелюбодеяния.
ЗИХАР. ОБЕТ. РАЗВОД СО СТОРОНЫ СУПРУГИ
С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.
Зихар
– это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он
не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж
скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и
т.п.)». Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с
частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать
брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет
жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не
будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.
Ислам
обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал
жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.
В
настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два
месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может
соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в
количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.
Обет
– это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет
совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не
буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х
месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если
не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит
половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу,
однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в
течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и
отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил
с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам
осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки
совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак
радж‘ий.
РАЗВОД СО СТОРОНЫ СУПРУГИ
Жена
имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои
супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом
возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно
узнать у местного имама.
Однако следует отметить, что в
хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у
супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая.
‘ИДДА. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ БРАКА И ВОЗВРАЩЕНИЕ БЫВШЕЙ ЖЕНЫ К МУЖУ
‘Идда
– это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или
развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для
определения возможной беременности женщины и установления последующего
отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав
женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:
1) После смерти мужа.
Если
у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после
родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10
дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по
мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по
насущным вопросам.
2) После развода или прерывания никяха.
Если
женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась
беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась
беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в
том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию.
Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый
тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом
третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен
содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины
для выхода.
Если во время брака жена не имела с мужем
половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по
возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда –
три лунных месяца.
До истечения срока ‘идда женщина должна
проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при
веских причинах она может переселиться в другое место.
Во
время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право
возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть
жену, даже без ее согласия, сказав ей: «Я вернул тебя» или в ее
отсутствие: «Я вернул свою жену». Возвращение жены может совершаться и
без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих
выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или
совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку. Также он
может сделать ей подарок.
Если время ‘идда закончилось, то
в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания. Здесь
супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее
согласия.
Женщину, с которой был произведен талак-баин,
нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не
выполнены следующие пять условий:
- должен пройти срок ‘идда после первого мужа;
- затем женщина должна выйти замуж за другого;
- иметь с новым мужем половые отношения;
- развестись со вторым мужем;
- пройти срок ‘идда после второго мужа.
После этого, если бывшие супруги желают примирения, то могут вновь соединится, заключив новый акт бракосочетания.
Таким образом ,‘идда установлена Шариатом и разрешает многие проблемы,
от которых зависит будущая жизнь супругов. Подчас само расставание в
течение ‘идда снимает причину раздражительности между бывшими
супругами, так как промежуток времени, проведенный в разлуке, смягчает
сердца и воскрешает в памяти то хорошее, что было утеряно в результате
раздоров. В итоге такая пара во время ‘идды пытается найти путь к
примирению и в некоторых случаях, действительно, возобновляет
супружество в прощении и радости. Таким образом, человек получает шанс
после некоторых размышлений и сожалений о совершенных поступках вернуть
свою жену обратно законным путем.
|